понедельник, 08 июня 2015
07.06.2015 в 05:39
Пишет
Lost Not Found:
Локи, Зимний солдат и их поклонницыЗавтра у меня рабочий день, и мне надо проверять домашки, но как можно этим заниматься, когда я отрыла шикарный пост на тумблере о том, почему женская фанбаза Марвела так любит злодеев – в частности, Локи и Зимнего солдата. Этот пост прекрасен, и я не могу не поделиться им с вами. Более того, я даже перевела его, потому что когда я нахожу прелесть, я сразу хочу её перевести, это профессиональная деформация.
Серьёзно, этот пост прекрасен, изумительно логичен, местами открывает глаза, и я всем рекомендую потратить пять минут на его чтение. Под катом – полностью авторский текст с моими редкими комментариями, отмеченными
оффтопом.
Но прежде – небольшой глоссарий:
queercoding (
queer – не гетеросексуальный; coding – кодирование) – присвоение персонажу черт, традиционно присущих не гетеросексуальным персонажам, без прямого указания, что персонаж не гетеросексуален
male gaze (
мужской взгляд) – термин в феминистическом дискурсе, обозначающий распространённую практику в мэйнстримном кинематографе, когда целевой аудиторией фильма по умолчанию считается гетеросексуальный мужчина, из-за чего персонажи, предметы и события в фильме преподносятся так, как их воспринимал бы гетеросексуальный мужчина (что приводит, в том числе, к сексуальной объективации женщин на экране)
female gaze (
женский взгляд) – противоположность мужского взгляда
Все всё поняли/вспомнили? А теперь поехали!
читать дальшеКажется, это был Ностальгирующий критик, кто в своём видео изумлялся, что женщины предпочитают Локи всем мускулистым героям в Марвеле, ведь он «не очень мужественен», и я подумала: чувак, как ты не понимаешь, что в этом весь смысл?

Давайте взглянем на дихотомию Тор/Локи. Здесь присутствует совершенно очевидный инь/ян. Традиционно это:
ЯН: день, солнце, свет, огонь, знание, наука, мужественность, добро
ИНЬ: ночь, луна, тень, лёд, тайна, магия, женственность, зло
Внешности Тора и Локи мгновенно помещают их на противоположные стороны этой концепции. Тор – золотой мускулистый герой, солдат, в то время как Локи – худой и бледный мастер обмана, манипуляции, слов и магии – всего, что обычно считалось оружием женщин. В традиционной мифологии существует классическая дихотомия, согласно которой мужчины используют (праведную) силу, а женщины – (злую) хитрость и колдовство. В сущности, вся арка Локи является результатом его обиды на то, что он никогда не сможет править Асгардом из-за случайности в рождении. Помните, как он со злостью говорит своему отцу: «Как бы ты ни уверял, что любишь меня, ты никогда не позволишь женщине ледяному гиганту сидеть на троне Асгарда».
Когда женщины защищают или даже становятся на сторону злодеев, люди предпочитают объяснять это недостатками женского характера: женщины либо занимаются самообманом, полагая, что смогут «исправить» этих персонажей, или, ещё хуже, они просто мазохисты, любящие «плохих парней». Однако люди забывают, что женщины – в истории и в фикшене – всегда выставлялись как злые «Иные». Я думаю, что даже если они этого не осознают, женщины подсознательно понимают, на какой стороне дихотомии инь/ян они находятся. Женщины могут любить Тора, но они не могут идентифицировать себя с ним, потому что он олицетворение божественной, социально одобренной мужской силы в мире, где женская сила обычно воспринимается как незаконная или злая. Но если вы дадите своему антагонисту «женственные» черты, чтобы мгновенно выделить его как злого Иного (и я даже не стану заводить тему квир-кодинга), то естественно женщины будут идентифицировать себя с ним.
Похожая дихотомия света/тьмы и тепла/холода существует у Стива и Баки, что, как мне кажется, несколько сложнее, так как андрогинизация Зимнего солдата отмечает его скорее как жертву, нежели как злодея. К примеру, первый раз во всей франшизе, когда прекрасный Себастьян Стэн снимает рубашку, это фактически сцена пытки.

Неожиданно мы видим Зимнего солдата не как необоримую силу, внушающую страх, а как жертву. Стэн с его длинными волосами и пустым выражением лица внезапно кажется кукольным и хрупким. Пирс бьёт его по лицу, чтобы подчеркнуть его позицию подчинения, а Рамлоу смотрит на него хищным, практически похотливым взглядом.
Не знаю, как я могла это пропустить, учитывая, что я внимательно всматривалась в лицо Рамлоу, дабы в своём посте позже опровергнуть фанатское мнение, что он смотрел на Баки с сочувствием, но автор истину глаголет! Чтобы избавить вас от лишних трудов, я загифала:

Есть что-то невероятно сексуальное (не в смысле sexy, а в смысле sexual) в оценивающем взгляде, окидывающем человека с головы до ног и обратно, даже если смотрящий не такой хот, как Фрэнк Грилло. Или вот, к примеру, пристальный немигающий взгляд. Да он же жрёт бедную няшу с потрохами этими глазами!

Но продолжим с оригинальной статьёй.
Баки заставляют принять лежачее положение, он открывает рот, чтобы взять капу, и камера медленно движется по его обнажённому торсу, пока он не начинает кричать. Все эти вещи неуловимо сексуальны и напоминают то, как в мэйнстримном кино обычно изображается женская боль (посмотрите любую сцену, где молодую женщину насилуют, бьют или убивают, и вы увидите очень явный посыл «взгляните, как она сексуальна, когда страдает», который едва ли применяют к героям мужского пола).
Крики Зимнего солдата ясно дают понять, что это не фансервис, и сексуальный аспект здесь случаен и, скорее всего, неумышлен. Это не «женский взгляд» (если такая вещь вообще существует в Голливуле, с чем я бы поспорила): если бы тело Стэна было там для нашего удовольствия, он бы снял рубашку в любой другой сцене. Но это скорее похоже на сцену пытки в «Казино Рояль» (где Бонда раздевают догола и буквально угрожают кастрацией): мужской взгляд применён к мужскому телу с целью заставить зрителей испытывать неудобство из-за объективации персонажа, лишения его силы и подчёркивания отсутствия у него свободы воли.
Что же касается Локи, это интересный пример задействования сексизма против женщин с целью демонизировать их или виктимизировать мужчин. Неумышленным побочным эффектом вышло то, что женской части аудитории легче сопереживать таким персонажам, нежели более «мужественным» героям, и дамы, естественно, предпочитают видеть сложность характеров, приписываемую «женственным» мужским персонажам, нежели стереотипную плоскость, обычно присущую вымышленным женщинам.
Источник
От себя добавлю, что всё это должно было быть в моих постах о «Торе» и «Зимнем солдате», так что простите, что я не настолько умна. Однако я ужасно рада, что наткнулась на этот анализ, и если мне попадётся нечто подобное, я повторю этот опыт с реактивным переводом чужих мыслей с собственным робким подвякиванием.
Что вы об этом думаете? URL записи
@темы:
Thomas William Hiddleston,
Комиксы & Супергерои
В случае с Баки я бы не приписывала прям женскую приниженную роль и оценивающие взгляды, но объективация и как из неё выбраться - это в яблочко, за то и сочувствуем.
Я вспомнила =) Просто статья-то не моя.
К тому же Локи в фильме (и комиксах) - совсем не то же самое, что в мифах.
Хотя я вот не против, если он коня родит
что касается Баки: если уж совсем пришибиться по этой теме, то у него в первом фильме прям таки материнская роль: сначала он заботится о слабом и беззащитном сыне-Роджерсе, а потом тот вырастает и и становится сильнее, защитником, но мама-Баки всё-равно остаётся рядом, чтобы оберегать